Начало находится под 45°-нависанием,правая рука на плохом щипке,левой нужно достать до острой мелкой дырки под один палец,точно подставить правую ногу и сделать динамичный перехват,не допускающий ни малейших колебаний,и схватить хорошую дырку под два пальца… Это короткий и почти невозможный расклад начала маршрута от Вольфганга Гюллиха. За свою 25-летнюю историю репутация маршрута разрослась и он выдержал самую суровую осаду из всех,став одним из самых знаменитых маршрутов в мире. Это спортивный маршрут,равносильный Носу на Эль-Капитане в Йосемити.
В субботу в середине сентября четверть века назад Вольфгангу Гюллиху было 30 лет,и ему потребовалось 70 секунд на идеальное выполнение последовательности движений,ставших кульминацией его жизни,посвященной скалолазанию и исследованию пределов человека в вертикальной плоскости. Прохождение стало абсолютной вершиной того,что можно было свершить в начале 1990-х,и даже сегодня это прохождение остается притягательной мечтой многих,своеобразным обрядом посвящения и огромным испытанием только для лучших из лучших. Но как стал возможным этот маршрут? И как Вольфгангу удалось в очередной раз выйти за границы и вписать своё имя в историю скалолазания?
Вольфганг Гюллих —природная скалолазная машина
Родившись в Людвигсхафене 24 октября 1960 г,Вольфганг начал лазить в Пфальце в 13 лет,и вскоре вся его жизнь вращалась вокруг этого занятия. Одаренный превосходными физическими и ментальными способностями,он быстро заработал себе имя,повторяя прохождения самых сложных маршрутов в регионе и прокладывая свои собственные. Путешествие в Саксонскую Швейцарию за железный занавес в управляемую коммунистами ГДР,стала вехой на пути его становления,так же,как и перед этим поездка в США. К концу 1970-х он сдружился с Куртом Альбертом,который в 1975 году представил философию «rotpunkt»,что переводится на английский как «redpoint»—и сейчас основа определения достижений в скалолазании. Альберт и Гюллих жили вместе во Франкенюре на протяжении 11 лет,их нерушимый союз стал невероятно сильным партнерством в скалолазании —настолько,что в 1984 г. правительство Германии признало их заслуги в скалолазании и наградило их и ещё одного пионера Sepp Gschwendtner наивысшей наградой в спорте «Silberne Lorbeerblatt». Гюллих провёл следующее десятилетие,лазая сложный маршруты по всему миру,снова и снова доказывая чего он стоит,трижды подняв планку возможного в скалолазании:в 1984 г. с первой в мире X/8b (Kanal im Rücken,Frankenjura),в 1985 г. с первой в мире X+/8b+ (Punks in the Gym,Mt. Arapiles,Australia),и потом,два года спустя,в 1987 г. с Wallstreet,первой в мире XI-/8c. Гегемония Гюллиха была прервана лишь однажды,когда британец Бен Мун поднял сложность на новый уровень в 1990 г. с маршрутом Hubble 8с+ на Raven’s Tor,как некоторые считают,более сложным,чем по первоначальной оценке британца.
Кампусборд —ключ к успеху…
Естественная сила Гюллиха была непревзойдённой,хотя при этом он совершенно правильно указывал,что главная мышца в теле —это мозг;он также понимал,что для того,чтобы сделать значительный шаг вперёд,его и так строгий тренировочный режим должен быть подвергнут пересмотру. Ключом должен был стать фокус на специальных требованиях для каждого отдельного маршрута. Эта мысль помогла ему в 1988 г. придумать кампусборд в местном зале Campus Centre. Кампусборд сегодня можно найти практически в любом зале по всему миру,и изобретение этого тренировочного инструмента в конечном итоге окажется решающим для будущего успеха. Взрывные подъёмы и,в частности,динамичные спуски по мизерам идеально соответствуют требованиям дикой силы на маршрутах Франкенюры.
Экспедиции —верхом на шторме
Хотя более молодое поколение знает Гюллиха благодаря Action Directe,его скалолазание включало намного больше. Успех Гюллиха на Action Directe в 1991 году обусловлен забытыми десятилетиями тяжелого лазания по всему миру,и его жажда неизведанных территорий не ограничивалась скалами. В конце 80-х поиск привёл Гюллиха в высокие горы по всему земному шару. В 1988,например,он был в пакистанском Каракоруме,где вместе с Куртом Альбертом,Берном Арнольдом,Мартином Ляйанауэром,Хармутом Мюрхенбахом и Мартином Швиршцем сделали первое свободное прохождение Безымянной Башни по Югославскому маршруту. Всего несколько лет спустя и несколькими метрами левее он добавил ещё одну веху к высотному альпинизму,когда вместе с Куртом Альбетром,Кристофом Стейглером и Миланом Сикорой сделал первое прохождение маршрута Вечное пламя на Безымянной Башне. И потом,в начале 1991 г.,того же,в котором он пролез Action Directe,он применил свои альпийские навыки к негостеприимным Torres del Paine в Патагонии,где вместе с Куртом Альбертом,Берндом Арнольдом,Норбертом Бедзом и Питером Диттричем смог сделать первое прохождение Riders on the Storm —ещё одной вехи в лазании бигволлов. Эта экспедиция показала Гюллиху,что предельное лазание на больших высотах всё ещё находится в зачаточном состоянии,а также дала ему необходимую передышку от гнетущей,в то время,Франкенюры. Важно также,что она зародила искры мотивации,из которых потом вспыхнуло пламя,давшее энергию на прохождение Action Directe.
Видение Милана Сикоры
Гюллих вернулся с Torres del Paine невероятно замотивированным,и после месяцев интенсивных тренировок он признавался,что чувствовал себя сильней,чем когда бы то ни было,и у него не было проекта,на который бы он мог направить свою огромную силу. Близкий друг Милан Сикора,к счастью,пришёл ему на помощь,показав Гюллиху свой собственный проект,глубоко запрятанный в лесах Франкенюры —ошеломляющий мыс на одинокой скале Waldkopf. Этот массивный камень стоит отдельно от других популярных скал,и справа уже было пройдено пару маршрутов,сам выступающий киль остался нетронутым. Сикора был одним из самых известных скалолазов Германии с уровнем лазания до 8b. Он первоначально пробил маршрут справа,чтобы отработать движения в верхней части Action Directe,и верил,что нижняя часть маршрута возможна,но слишком сложная для него. Он щедро предложил свой проект Гюллиху,который сразу же пробил прямой старт. Отсюда и название.
Action Directe —новый уровень сложности
Гюллих взялся за его невероятную сложность с обновлённой энергией. Первоначальная неуверенность вскоре была отброшена,и после всего лишь 11 дней работы над маршрутом он безупречно выполнил расклад в первом прохождении маршрута. Action Directe возвестила начало эры нового уровня сложности во Франкенюре,что почти всегда требует определённого времени на осознание.
Вольфганг Гюллих —трагическая утрата
Когда Гюллих пролез Action Directe,он наслаждался самым счастливым периодом своей жизни. Он женился всего за 5 дней до своего знаменитого пролаза,и с нетерпением ждал начала новых приключений,которых приготовила ему жизнь. За предыдущее десятилетие он вывел спортивное скалолазание на новые высоты в плане абсолютной технической сложности,исследовал его потенциал на жестких высотах больших гор,и несомненно был возле пика своей спортивной карьеры. Но всё это трагически и внезапно оборвалось в результате аварии на немецком автобане 31 августа 1992 г. Внезапная потеря ошеломила тесное скалолазное сообщество,его преждевременная кончина оставила зияющую пустоту,которая только со временем заполнилась наследием оставленных им маршрутов.
Александр Адлер —первый повтор
Линия Action Directe была и всегда останется неотразимой для элиты вертикального мира. Повторные прохождения всегда становятся событием. Первое женское прохождение всё еще ожидается. Интересно,что первоначальная линия Гюллиха едва ли была повторена;Гюллих решил лезть прямо через самое сильное нависание,что требует смены рук на кармане после первоначального прыжка на хорошую дырку,а затем удержание серии микродырок,вместо облаза справа,как делают практически все. Облаз справа требует больше перехватов,но при этом движения становятся проще. Знал ли Гюллих о возможности такого варианта? Если да,целенаправленно ли он делал прохождение ещё сложней? Мы можем никогда не узнать ответа на первый вопрос,а что касается второго,стоит упомянуть,что Гюллих не был новичком в концепции “закрой глаза и лезь прямо”,такие знаковые маршруты,как Wallstreet,Kaum Zeit zum Atmen,Amadeus Schwarzenegger,Highlight и Mikrowelle —все были пройдены максимально прямо. Так имеет ли значение то,что при повторах используется другой расклад? Нет,не особо. Все зацепки относятся к маршруту и логически идут по линии шлямбуров —все они —подарок Природы-матери. Как и когда их использовать —решать каждому скалолазу. Все повторения Action Directe —значимые достижения. Стоит сказать,что с точки зрения чистой силы,версия Гюллиха еще тяжелей,чем многие считают. И хотя она не обеспечивает другой категории,это вполне очевидное объяснение,почему никто не лезет тем раскладом. Легенда всегда жива.
Action Directe (9a),Waldkopf,Frankenjura (GER)
1. Wolfgang Güllich,Germany (14/09/1991) —First ascent
2. Alexander Adler,Germany (1995)
3. Iker Pou,Spain (2000)
4. Dave Graham,USA (2001)
5. Christian Bindhammer,Germany (2003)
6. Richard Simpson,UK (2005) —contested
7. Dai Koyamada,Japan (2005)
8. Markus Bock,Germany (2005)
9. Kilian Fischhuber,Austria (2006)
10. Adam Ondra,Czech Republic (2008)
11. Patxi Usobiaga,Spain (2008)
12. Gabriele Moroni,Italy (2010)
13. Jan Hojer,Germany (2010)
14. Adam Pustelnik,Poland (2010)
15. Felix Knaub,Germany (2011)
16. Rustam Gelmanov,Russia (2012)
17. Alexander Megos,Germany (2014)
18. Felix Neumärker,Germany (2015)
19. Julius Westphal,Germany (2015)
20. Stefano Carnati,Italy (2015)
Источник: http://climbing-guide.net
Добавить комментарий