-«Крюкопуз – это куда и для чего?!»
—«А как вщелкивать жумар?»
Так для «школьников» началась их первая тренировка в Качаловском Садике Второго Столба,1 декабря 2012.
1. «Зачем вообще,а?»
«Я много раз задавал себе вопрос:«Почему люди на Столбах стали лазить меньше сложных маршрутов,ходов,хитрушек?»
Хотя известно их очень много,но… Кому известно? —мне,Олегу,«старым» столбистам,некоторым спортсменам. А остальным? Летом популярными можно считать совсем уж пешеходные ходы на скалы и маршруты,пробитые шлямбурами:Призы,Мясо,Соколики,Терраски,Рояль на Коммунар,Союз на Втором. Пойти на Ребро Теплыха решаются уже немногие.
Однако ходов и вариантов попадания на вершины Первого,Второго,Деда,Перьев не один – два,а больше. Что уж говорить о спортивных маршрутах,придуманных и оборудованных под зимнее лазание. О них знают не все,а некоторые совсем забыты.
Почему стены Столбов пусты? Стали уже поговаривать,что уровень лазания красноярцев на скалах заметно упал. Где прославленные красноярцы – мастера свободного лазания и поклонники отвесных стен?
—ИХ нет…?»
—Я не верю.
Все эти мысли приходили ко мне во время долгой дороги с очередных сборов в Ергаках. Рейсовый автобус,мерно покачиваясь,нес меня,Марину и Никитоса в родной город.. Делать нечего,перешли и к этой теме. Так,в обычной светской беседе родилась идея сделать занятия на скалах для всех желающих. Идея оформилась в «Школу ИТО».
Решили:для начала это будет техника ИТО – сейчас самое безопасное,интересное,и по сезону.
Доступность – во-первых,в Школе может участвовать каждый,от новичка до мастера спорта. Во-вторых,цена вопроса должна быть в пределах цены за болдерзал или какой-нибудь другой фитнес 😉 Заодно сразу отметаются халявщики,которые придут один раз «посмотреть»,потусоваться,а потом просто забьют,потому что лень просыпаться по утрам,холодно,идти далеко и т.д. В-третьих,время проведения —выходные дни,не нужно отпрашиваться с работы,ехать через весь город по пробкам.
Безопасность – проведение занятий на подготовленных маршрутах с возможностью подхода к «школьнику» в любой момент. Также это возможность безопасного спуска с маршрута.
Индивидуальный подход – подбор маршрута,соответствующего уровню двойки,может чуть выше,но не ниже. Будет сопровождение на маршруте. Группа не более 8ми человек (4 связки).
Психологическая тренировка – создать условия,при которых «школьник» сможет выйти за рамки своих стереотипов,своего комфорта в лазании. Он поймет,что может пройти ЛЮБОЙ маршрут.
Обсудили концепт,содержание,подумали. Было решено использовать маршруты Второго столба и Митры – сложные,забытые,непопулярные. Все,что подойдут под уровень участников.
Естественно,были сомнения:а интересно ли это кому-то? Сколько человек заявится – один,два,пять,никто!? Написали и отправили объявление на интернет-ресурсы (stolby.ru,tochkastrahovki.ru),повесили в скалолазных залах,на входе в магазины снаряжения,создали группу «Вконтакте» (что оказалось крайне удобно для опубликования свежих фото и новостей).
2. Школа и школьники
За полторы недели,отведенных на организацию,записалось 16 человек! Пришлось вместо одной групп делать две и проводить занятия и в субботу и в воскресенье. Остальным,кто звонил и писал позже,пришлось отказывать,мест уже не было.
Состав групп —от новичков до мастера спорта. Костяк составили альпинисты с разрядами III+,II+ ,пришли участники из туризма и спелеологии.
И вот,начало,первое занятие: Краткий ликбез по точкам страховки и организации станций —здесь все в комфорте,на земле,многим уже привычная и,наверно,надоевшая лекция. Через 40 минут сразу на скалы,в Садик Второго Столба,по навешенным заранее перилам,вводная по использованию «итошных» элементов – лесенок,крюконог,крюкопуза – и ВПЕРЕД! Кто уже многое знал про ИТО,полез сложные,но не длинные нависающие маршруты. Лезли тяжело,медленно,путаясь в снаряжении. По мере своих сил прошли отрезки «Марсианина»,«Лунохода»,«Правой из Садика».
А для кого-то первая тренировка —это извлечение снаряги из скал на косых нависающих перилах. Для некоторых это был вообще чуть ли не первый опыт на скалах.
Вторые выходные декабря – вторая сессия тренировок! Трассы на Митре,и снова непростые,разного уровня сложности. Кто-то проходил за 40 минут,а кто-то за два часа. Уже меньше путались в снаряжении,конечно,практики и уверенности в себе еще не хватало,что существенно повлияло на скорость. Но не было «вылетов» своих точек,пролетов до земли или панических истерик – и это плюс.
Узнали,что такое скайхуки 🙂
Поняли,что надо экономить френды,особенно если они камалоты,и почаще пользоваться эксцентриками или стопперами. Снова учились правильно держать скальный молоток.
Прошли карниз,нависающий камин,мелкие щели,куда крючья заходят на 1 см.,если бить со всей «дури»,потом учились вытаскивать заложенную от всей души снарягу.
Третьи занятия или «выжить любой ценой». Южные трассы Второго столба,—28 С за бортом,солнечно. Полный штиль в воскресенье и легкий ветерок в субботу.
Участники,как ни странно,пришли почти все (8 из 8 в субботу,7 из 8 в воскресенье). Настрой был самый что ни на есть итошный. Трассы продолжительностью около 20 метров,наверху повешены перила,для сокращения времени вымерзания второго участника. Также организован жумаринг с грузом через карниз,показаны способы эффективного прохождения таких участков на жумарах. Но сил все равно хватило не всем J.
Вылеты точек. Организация станции посреди маршрута,смена лидера. Некоторые связки увлеклись и «замолотили» по две трассы.
В общем,надежды организатора,что «все быстро полазят,замерзнут и разбегутся»,не оправдались. В воскресенье школа закончилась уже в темноте,все стремились долезть свои участки и долезли! Школьники остались довольны.
Четвертая серия. Для каждой связки был подготовлен маршрут более-менее по силам. Новичкам запланировали пробитые маршруты,чтоб обеспечить безопасность (Мужские Призы,Северная Щель) Связкам посильнее – без шлямбуров. Трассы состояли из двух и более участков,т.е. обязательным условием была смена лидера,самостоятельная организация станции. Для четырех связок были запланированы маршруты через Качаловский Садик – удобно мониторить нахождение каждой из связок,трассы логичны,некоторые участки были пройдены на самом первом занятии. Кроме того,всегда можно было «спастись»,т.е. сделать дюльфер с дерева либо сбросить веревку сверху:)
Но реальность внесла-таки свои коррективы. Снова было морозно,а в субботу еще и ветрено,плюс «личные» проблемы. На
заключительные занятия пришло только 6 связок. Все встретились под Первым Столбом у Слоника и разошлись по маршрутам.
Некоторые на практике убедились,что долезть до Качаловскго Садика без кошек – достаточно сложное мероприятие,тем более,если на пути встречаются ледяные полочки.
Одна связка (Влад и Марина) уверенно прошла трассу «Правая из Садика»,на следующий день они же прошли «Под березку» —короткую и местами нависающую.
Андрей и Леха за два дня прошли маршрут «Пашкина радость»,на Столбах его ходят редко,хотя и находится он на Втором столбе,прямо напротив Первого.
Те,кто вначале совсем ничего не умел,уже в состоянии пройти самостоятельно маршрут в несколько веревок. Они и представить не могли,что смогут такое.
В целом,все смогли перебороть усталость,боязнь высоты и боязнь сложных маршрутов.
3. И что же?
Участникам Школа помогла поверить в себя,в реальность прохождения практически любого маршрута. Основной принцип:чтобы научиться ИТОшить – надо ИТОшить,т.е. практика и только практика (с учетом знания теории) помогут повысить скорость прохождения сложных скальных участков. Это значит,что пропадает боязнь нагружать поставленную точку,грамотно развешивается снаряжение «под себя»,ничего не путается.
Школа помогла найти и объединить людей,которые хотят и,главное,могут совершенствоваться. Начало положено. Хочется верить,что Школа прошла не зря,что навыки будут использоваться и дальше,в реальных горах. А также,что всем понравились маршруты,пройденные во время школы,их запомнят. Маршрутов для тренировок на Столбах хватит не на один сезон. Все зависит от подготовки и желания. ВАШЕГО желания лазить по скалам.
А Школу мы проведем еще раз,и это будет уже не «просто ИТО»,а лазание с использованием элементов ИТО,предположительно в марте. Будет теплее:)
Авторы:Прокофьев Денис и Попова Марина
Добавить комментарий